Тернистый путь устаза
04.02.2016 17:18
9899

 

Поскольку много лет мне довелось быть шакирдом и коллегой этого своеобразного, даже своевольного, энциклопедически образованного, удивительно трудолюбивого и на редкость талантливого человека, пожалуй, достаточно осведомлен об его большой, многосложной и многотрудной, плодотворной, а в общем-то счастливой судьбе.

При жизни Каюм Мухамедханов был почетным членом редколлегии республиканского журнала "Абай", Почетным гражданином Семипалатинска, Абайского и Аягозского районов, награжден многими медалями и тремя значками отличника народного просвещения, стал лауреатом Государственной премии независимой и суверенной Республики Казахстан, на его труды ссылаются во многих научно-исследовательских монографиях и он вошел во все казахские энциклопедии.

Каюм (Габдулкаюм) Мухамедханов родился 5 января 1916 года в Семипалатинске. Его отец Мухамедхан Сейткулов был зажиточным человеком, меценатом. В 1924 году мальчик Каюм поступает в казахскую школу первой ступени. Затем последовали школа колхозной молодежи, сельхозтехникум и учительский институт. В 1939 году Каюм Мухамедханов окончил с отличием Семипалатинский учительский институт и был оставлен на преподавательской работе. Есть такая примечательная пословица: "Хоть и не сможешь стать таким, старайся быть похожим"(Абай). Признаюсь, к сожалению, не сразу и не всегда мне хотелось быть похожим на своего наставника. Но одно бесспорно: не раз и не два мне приходилось размышлять, анализируя его жизненный и творческий путь.

Впервые увидел я Каюма Мухамедханова где-то в 1956 году, будучи студентом первого курса филологического факультета. Кто-то из однокурсников вслед проходящему молодому человеку - казаху восторженным шепотом сказал: "Писатель, драматург, ученый". Прежде всего бросилась в глаза его элегантность: симпатичное, чисто выбритое лицо, стройная, строго пропорциональная фигура, ровная походка. Мы всегда видели Каюма Мухамедхановича в черном костюме, при галстуке и в белоснежной рубашке с накрахмаленным воротником. Теперь многое видится в ином свете, напрашиваются определенные выводы. Например, как много значит первое, чисто внешнее впечатление от человека. Уж этому-то, пожалуй, может подражать в своей жизни каждый его ученик, каждый студент.

Оказывается, именно тогда Каюм Мухамедханов возвратился, как говорят в народе, из мест не столь отдаленных после долгого и мучительного пребывания вследствие безвинного и несправедливого осуждения на 25 лет.

В мае 1952 года решением Верховного суда Казахской ССР директор музея Абая и преподаватель пединститута Каюм Мухамедханов был приговорен к длительному сроку заключения. И только спустя три года приговоренный к лишению свободы за "школу Абая" он был полностью оправдан и смог вернуться к своей любимой преподавательской и литературной работе.

Вот тогда мы, студенты 50-х годов, впервые увидели осчастливленного свободой и одухотворенного творческими замыслами сорокалетнего Каюма Мухамедханова.

Многие десятилетия довольно близко общаясь с Каюм-агой и с его семьей, помнится, несколько раз обращался с вопросами о незаконном осуждении, но каждый раз он резко обрывал меня и никогда ничего вразумительного не говорил. И вот только в 2000 году, в преддверии своего 85-летия, Каюм Мухамедханов заговорил об этом во всеуслышание по телевидению.

Габдулкаюм-ага и мать - героиня Фархинур-апай вырастили и поставили на ноги десятерых детей, пятеро из которых пошли по стопам отца и стали педагогами. В 1990 году дочь Дина Габдулкаюмовна успешно защитила в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) диссертацию на ученую степень кандидата педагогических наук. Затем она обучалась в Бостонском университете США и получила научное звание магистра. Хотелось бы добавить, что сноха этой семьи Алмагуль Кенесхановна Мухамедханова - доцент, кандидат исторических наук и с 2004 года работает проректором возрожденного Семипалатинского пединститута.

Все или почти все в биографии Каюме Мухамедханова начиналось с родного очага. Дом его отца Мухамедхана Сейткулова в Жана-Семее еще в дореволюционное время был средоточием культурных сил местной интеллигенции. Стены этого дома пропитаны литературным духом, потому что там когда-то были сам великий Абай, писатель, философ, поэт-гуманист Шакарим. В разное время мальчик Каюм видел рядом со своим отцом таких крупных деятелей, как М.Ауэзов, К.Жанатаев, С.Торайгыров, А.Байтурсынов, М. Дулатов. Все это помогло развернуться в полноте и мощи синкретическому таланту писателя и ученого Каюма Мухамедханова. Еще в молодости Мухтар Ауэзов проводил здесь репетиции любительских спектаклей, поставленных участниками первого культурного кружка "Ес-аймак".

Эстафету дружбы семьи с Мухтаром Омархановичем Ауэзовым далее продолжал Каюм Мухамедханов, близко познакомившийся с великими писателем, ученым и общественным деятелем с мальчишеских лет. В дальнейшем именно по совету своего старшего собрата по перу неутомимый и пытливый юноша Габдулкаюм неустанно занимается исследованием жизни и творчетва Абая, его сыновей Акылбая, Магавьи, Турагула Кунанбаевых, его учеников-современников Асета Найманбаева, Шакарима Кудайбердиева, Арипа Танирбергенова, Кокпая Жанатаева и его последователей Ахмета Байтурсынова, Жусупбека Аймаутова, Миржакупа Дулатова, Магжана Жумабаева.

В 1995 году издательство "Атамура" ("Наследие предков") выпустило книгу К.Мухамедханова "Абай мурагерлери" -"Наследники Абая" тиражом десять тысяч экземпляров, куда вошли очерки и статьи о девяти учениках-современниках и последователях Абая.

В своих научно-исследовательских изысканиях Каюм Мухамедханов не ограничивался пределами родной литературы. Его перу принадлежали статьи о Пушкине, Лермонтове, Тарасе Шевченко, Алишере Навои, Габдулле Тукае и др.

В то же время в поле зрения молодого ученого-исследователя было творчество народных акынов Толеу Кобдикова, Сапаргали Алимбетова, Нурлыбека Баймуратова, Шакера Абенова, Танирбергена Амренова и многих других.

Своеобразным венцом поэтического творчества самого Каюма Мухамедханова стал текст Государственного гимна Казахской ССР, утвержденный Президиумом Верховного Совета республики в 1945 году.

Познания не только в истории казахской, но и русской, западно-европейской и восточной литературы помогли Мухамедханову в его разножанровом творчестве.

Неизменный и последовательный интерес к произведениям фольклора, к таким, как поэмы "Богенбай-батыр", "Кабанбай-батыр", "Мамай-батыр" и народных акынов закономерно привел к фундаментальному исследованнию творчества великого барда казахских степей XVI века Бухар-жырау.

Следуя традиции Шакарима Кудайбердиева, который великолепно перевел стихами произведения А.С.Пушкина "Дубровский", "Метель", Мухамедханов сделал стихотворный перевод "Бедной Лизы" Н.Карамзина с превосходным названием "Сормандай Лиза".

В 40-ые годы прошлого столетия на сцене Семипалатинского областного театра имени Абая была поставлена в его переводе музыкальная комедия Гузаира Гаджибекова "Аршин мал алан".

Его историко-драматическая пьеса "Комиссар Габбасов" была дважды поставлена на сцене театра им. Абая (в 1960, 1980 годах) в разных редакциях двумя ведущими режиссерами республики, Народными артистами Казахстана Байтеном Омаровым и Есмуканом Обаевым.

В период перестройки и гласности Каюм Мухамедханов как бы снова расправил свои крылья и с приобретением суверенитета Казахстана в газетах "Семей таны" и "Казах адебиети", в журналах "Абай" и "Жулдыз" появились добротные и содержательные статьи о казахских ученых-просветителях, поэтах и писателях, когда-то в тридцатые годы безжалостно репрессированных и к тому времени реабилитированных, с редкими фотографиями, сохранить которые не каждый бы смог.

За полвека с лишним творческой и научно-исследовательской деятельности писателю и ученому, кандидату филологических наук Каюму Муха-медханову удалось издать всего только три книги. Это - сборник пьес "Комиссар Габбасов" (1985), монографии "Магавья Ибрагимович Кунанбаев. Жизнь и творчество" и "О текстологии произведений Абая".

Но вот в связи со 150-летним юбилеем Абая Кунанбаева, отмечаемом на уровне ЮНЕСКО, при содействии и непосредственном участии Республиканского фонда Абая семидесятисемилетний Каюм Мухамедханулы, мобилизовав все свои силы, смог подготовить и выпустить в издательстве "Даур" ("Эпоха") четыре книги под общим названием "Поэты - ученики Абая" (1993, 1994, 1995 и 1997 годы).

Надо сказать, что, благодаря титаническому труду и колоссальной исследовательской работе Каюма Мухамедханулы в продолжении всей сознательной жизни, непреходящие произведения многих поэтов-последователей Абая стали достоянием истории казахской литературы и возвращены народу публикациями в периодической печати, а потом данной тетралогией.

Всегда мне верилось, что в конце концов справедливость восторжествует. Впоследствии Каюм Мухамедханов стал Почетным гражданином Семипалатинска (1987), лауреатом Государственной премии Казахстана, Международной премии имени Абая (1996), получил звание профессора. Он занял достойное место в энциклопедии "Абай" (1995).

Наконец, думается, настало время, чтобы раскрыть одну завуалированную истину. В один из вечеров 80-ых годов Каюм-ага позвал меня по телефону к себе домой. По прибытии в его кабинете на письменном столе увидел множество папок, вырезок из газет, документов и писем. Всоре Каюм-ага спокойным и внушительным голосом объявил, что мне придется всю ночь пробыть у них, что мы на русском языке будем готовить два чрезвычайно ответственных и особо содержательных письма в Алматы и Москву, адресованные в высокопоставленные органы власти. Оказалось, что Каюм Мухамедханов, собрав необходимые материалы, твердо решил заняться делом по абсолютно полной реабилитации ложно обвиненного и расстрелянного в 1931 году Шакарима Кудайбердиева, чтобы открыть широкую дорогу к публикации и возвращению народу его бесценного и бессмертного творческого наследия.

Мне и прежде было известно, что после Абая для мугалима Каюма Мухамедханулы самым уважаемым и почитаемым поэтом-классиком в истории казахской литературы был Шакарим Кудайбердиев (1858-1931).

Среди многочисленных ценных материалов, собранных Каюмом Муха-медхановым для составления вышеназванных писем, особенно запомнились и даже врезались в память отрывки из ответных писем великого русского писателя, классика мировой литературы Льва Николаевича Толстого.

Отрадно было сознавать, что при подготовке долгожданного постановления о реабилитации Шакарима местами фигурировали строки из письма нашего устаза-наставника Каюма Мухамедханова.

Вполне символично, что дорогой и незабвенный Каюм-ага, прожив 88 лет, в свой последний путь отправился по проспекту Шакарима Кудайбердиева. Но его одухотворенный и выразительный облик нередко предстает перед глазами живым и немеркнущим, словно по-прежнему дает наставления и проводит консультации. Поэтому свой экскурс по его творческой жизни хотелось бы завершить стихотворением "Истоки", написанным мной ровно сорок лет назад по случаю первого юбилея Устаза.

В январский день шестнадцатого года

Скрипел над Иртышом каленый снег.

Когда царизм кляла сама природа,

Родились Вы как неизвестный человек.

И годы шли бушующе, накатом,

И не было невзятых крепостей.

К восходу Вы пошли, как враг заката,

Сложили Гимн республики своей.

Бывало пасмурно на нашем небосводе.

Но в справедливость веря, как Абай,

Вы жили для народа и в народе

И воспевали Прииртышский край.

В труде и поисках прожили Вы полвека.

Еще родится не одна строка...

Творите, здравствуйте на радость человека,

Учитель, дорогой Каюм-ага!

Литература:

Султанбеков Мурат. Тернистый путь устаза // Абай. - 2006. - №1. - С.74-76.